29 мая по ст.ст./ 11 июня по н.ст.
Жизнь Луки Симферопольского и Крымского наполнена постоянным желанием помочь людям физически, духовно. Врачеватель тела и души человеческой Святой Лука, хирург Войно-Ясенецкий, высказывался о себе как о «скальпеле в руках Божих». Тысячи людей получили исцеление через руки и молитвы Крымского исповедника. Он оставил после себя целую плеяду верующих профессионалов — лекарей, проводящих операции с Господней молитвой.
Житие святителя Луки Крымского
27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого и его жены Марии Дмитриевны родился четвертый (из пяти) ребенок Валентин. Отец был благочестивым католиком. Но природная деликатность не позволяла ему навязывать кому-либо из членов семьи свои убеждения. Мать же была православной, занималась делами милосердия. Искренние молитвы родителей Валентин наблюдал с раннего детства, что, несомненно, повлияло на формирование его мировоззрения.
В молодости будущий архиерей очень редко посещал храм. Но уже тогда в его душе зародилась жертвенность, которая позже стала основной чертой его характера.
Мальчик рос в атмосфере христианской любви и послушания. С детства он отличался спокойным и твердым характером, рано проявил художественные наклонности, окончил одновременно гимназию и художественную школу и стал готовиться к экзаменам в Академию Художеств.
Однако во время вступительных экзаменов в Петербургскую Академию художеств юношей овладело тяжелое раздумье о том, правильный ли жизненный путь он избирает.
По мнению Валентина, полезной для страдающих людей была медицина, так как именно в медицинской помощи особенно нуждалась российская глубинка.
В 1898 году он поступает на медицинский факультет. Учился Валентин на одни пятерки. Из массы студентов его выделяли высокие моральные требования к себе и другим, чуткость к чужому страданию и боли, открытый протест против насилия и несправедливости.
Он блестяще закончил обучение накануне русско-японской войны. Валентину Войно-Ясенецкому прочили блестящую научную карьеру. Но по окончании ВУЗа он выразил желание стать обычным земским врачом, чтобы лечить простых крестьян. Именно в этом он видел собственное предназначение, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, Анной Ланской, у них родилось четверо детей.
В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии.
В 1917 году он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе, в надежде, что южный климат положительно повлияет на ослабевшее здоровье жены, заболевшей чахоткой. Однако, это не помогло. После смерти супруги, скончавшейся от туберкулеза, Валентин Ясенецкий поручил воспитание детей своей операционной сестре, а сам стал активно помогать в делах прихода, что не прошло мимо внимания правящего архиерея. Он предложил овдовевшему Войно-Ясенецкому принять священный сан, на что тот немедленно согласился. Так началась его жизнь во славу Христа.
Отец Валентин стал постоянно носить рясу. В операционной появились иконы, перед которыми хирург стал молиться каждый день, никого не стесняясь. В 1923 г. батюшка принимает монашеский постриг. Его нарекли Лукой, ведь этот апостол тоже был врачом и художником (именно он написал первые иконы Божией Матери). Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовал в общественных диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем антирелигиозной пропаганды в регионе и умершим впоследствии жалкой смертью.
В том же году иеромонах Лука становится архиереем, возглавив Барнаульскую епархию. В этот же период начинается первая из многих ссылок. Но репрессии не могли поколебать стойкость веры, даже когда врачу приходилось зимой жить в бараке с разбитыми окнами. Ужасные условия не помешали святому отцу-врачу спасать нуждающихся, лечить, делать операции. Никакие запреты не действовали на решение доктора помогать людям.
После возвращения из ссылки Лука служит викарным епископом в Рыльске, затем Ельце. Отклонив предложение возглавить кафедру в Ижевске, святой отец решил уйти на покой, попросив на это благословение. Это решение будет всю жизнь мучить Валентина Феликсовича, ибо он служение людям поставил выше служения Бога. До 1930 года Валентин Войно-Ясенецкий спокойно работал, как хирург и преподаватель.
Верные служители церкви вместе с миллионами людей подвергались репрессиям, учиненным по приказу Сталина. Не минула эта участь епископа Луку. Создание контрреволюционной церковной организации — таково обвинение было предъявлено святителю. Постоянные допросы, нечеловеческие условия, душный карцер окончательно подорвали здоровье владыки. Власти всячески старались уговорить чудесного доктора отказаться от сана, на что получили твердый отказ.
Святой отче продолжил свои научные исследования, работая после ссылки в Ташкенте. 1934 год подарил миру труд многих лет, «Очерки гнойной медицины», ставший классикой медицины. Работая на юге, доктора сразила тропическая лихорадка, осложнение после нее — отслоение сетчатки глаз. Невзирая на болезнь, Отец Валентин продолжает работать до 1937 года.
1940 год епископ Войно-Ясенецкий встречает в ссылке в Красноярском крае, где ему было разрешено оперировать, заниматься наукой. Война 1941 года заставила руководство края назначить известного доктора главврачом военного госпиталя. Под его контролем находились все военные лечебные заведения Красноярского края. Даже в военное время отец Валентин, будучи ссыльным, оставался верным Господу Богу, неся служение епископа. Митрополит Сергий, избранный на Соборе 1943 года патриархом, рукополагает святителя Луку в сан архиепископа. При малейшем послаблении преследований за религию новый архиепископ, член постоянного Синода, начинает активно проповедовать Слово Божье.
1944 год, по приказу военного времени вместе с госпиталем главный врач переезжает в Тамбов, продолжая медицинскую деятельность, работая над публикациями трудов по медицине, богословию. За патриотизм, проявленный во время войны, Валентин Войно-Ясенецкий награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.».
Его труды «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», «Очерки по гнойной хирургии» отмечены сталинской премией.
Через год после окончания Великой Отечественной Войны святой Лука назначен архиереем в Крым. Архиепископ сразу вызвал недовольство местных соглядатаев от власти, поскольку не считался с ним в кадровых вопросах. Уже зрелый священник читает лекции для местных врачей, консультирует сотрудников военного госпиталя. Как и на протяжении всей жизни, продолжает совмещать молитву и научную работу, пишет книги. При этом архиерею пришлось восстанавливать разрушенные храмы по всему полуострову.
В 1955 г. святитель потерял зрение, вследствие чего перестал оперировать, но он продолжал консультации, не отказывал городским и сельским врачам, бесплатно консультируя по будним дням. Выходные дни архиепископ Симферопольский служил. Во время его проповедей Свято-Троицкий собор всегда был полон людьми. По молитвам Святого Луки множество народа было исцелено сверхъестественной силой Божьей любви.
За свою долгую жизнь он успел спасти десятки тысяч простых людей — многим восстановил способность видеть, солдат уберегал от ампутации конечностей. И всех согревал теплом своей души. Главной задачей в своем служении святитель-доктор видел в любви к людям, он учил священников на собственном примере быть слугами Божьими, излучающими свет.
Полная слепота, постигшая архиепископа Симферопольского, не стала помехой для ведения Божественных литургий, проповедей, руководства епархией. При стойком противостоянии владыки многие церкви этого края были спасены от закрытия.
Он умер 11 июня 1961 года, оставив в народе о себе память, как о чудотворце. Житие святого Луки Крымского стало примером истинного служителя, отдавшего свою жизнь Богу.
Его похороны стали настоящим событием для Симферополя, всего края. Власти планировали тихо предать тело владыки земле, доставив его на кладбище по окольным путям. Люди, благодарные любимому архиепископу, превратили его похороны в огромную демонстрацию. Три часа человеческий поток сопровождал тело владыки с пением молитв до места погребения. Могила святого находилась на симферопольском кладбище, недалеко от храма. На могиле святителя — доктора постоянно лежали живые цветы, приходящие помолиться люди получали ответы на свои проблемы, происходили исцеления.
Это заставило церковное начальство внимательно изучить жизнь архиепископа и он был причислен к лику святых. Нетленное тело было обретено в марте 1996 г., мощи торжественно перенесли в кафедральный Собор во имя Святой Троицы. На покрывале, которым был покрыт лик усопшего, проявился отпечаток его лица. В Симферополе воздвигнуты 2 памятника св. Луке, имеется музей, посвященный его жизни и трудам. Множество паломников приходит в собор, чтобы приложиться к мощам угодника Божия, которые источают прекрасный аромат.
Особенно чтят его в Греции. В честь св. Луки там освящено множество храмов. Серебряная рака, в которой сейчас покоятся мощи, была прислана монахами Элладской православной церкви. Мощи святого так и хранятся в Крыму, а в Москве имеется икона с частичкой — в храме Иверской иконы Божией Матери (на Ордынке).
Иконография образа
До современников дошло много фото врача-архиерея, есть и видеозаписи, поэтому сегодня можно иметь ясное представление о его внешности. Иконы имеют большое портретное сходство с «оригиналом», хотя не следует забывать, что они показывают человека, обновленного Христом. Иконописцы изображают старца, убеленного сединами. На нем архиерейское облачение. В левой руке либо посох, либо Евангелие. Правой он дарит благословение верующим. На груди — панагия с изображением Богородицы. В жизни святой имел слабое зрение и носил очки. Но в Царстве Небесном люди избавляются от телесных немощей. Поэтому архиерею, который уже пребывает со Христом, очки не нужны. На ряде образов Лука Крымский пишется с хирургическими инструментами — они указывают на род деятельности при жизни.
Молитвенная помощь святого Луки Крымского
- К целителю обращаются в случае телесных болезней.
- Беременные женщины молятся о том, чтобы благополучно выносить и родить дитя.
- Если предстоит хирургическая операция, тоже следует обратиться к святому Луке Крымскому.
- Во время прохождения лечения можно читать молитву святому, чтобы он способствовал скорейшему выздоровлению.
- Помогает Лука Крымский и во время душевных страданий, в обретении веры, ведь он известен своей добротой к людям.
Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому
О, всеблаже́нный испове́дниче, святи́телю о́тче на́ш Луко́, вели́кий уго́дниче Христо́в. Со умиле́нием прикло́ньше коле́на серде́ц на́ших, и припа́дая к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, я́коже ча́да отца́ мо́лим тя́ всеусе́рдно: услы́ши на́с гре́шных и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколюби́вому Бо́гу. Ему́же ты́ ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки а́нгел предстои́ши. Ве́руем бо, я́ко ты́ лю́биши ны́ то́ю же любо́вию, е́юже вся́ бли́жния возлюби́л еси́, пребыва́я на земли́. Испроси́ у Христа́ Бо́га на́шего, да утверди́т ча́д Свои́х в ду́хе пра́выя ве́ры и благоче́стия: па́стырям да да́ст святу́ю ре́вность и попече́ние о спасе́нии вве́ренных и́м люде́й: пра́во ве́рующия соблюда́ти, сла́быя и немощны́я в ве́ре укрепля́ти, неве́дущия наставля́ти, проти́вныя облича́ти. Все́м на́м пода́й да́р коему́ждо благопотре́бен, и вся́ я́же к жи́зни вре́менней и к ве́чному спасе́нию поле́зная. Градо́в на́ших утвержде́ние, земли́ плодоно́сие, от гла́да и па́губы избавле́ние. Скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим на пу́ть и́стины возвраще́ние, роди́телем благослове́ние, ча́дам в стра́хе Госпо́днем воспита́ние и науче́ние, си́рым и убо́гим по́мощь и заступле́ние. Пода́ждь на́м все́м твое́ архипа́стырское благослове́ние, да таково́е моли́твенное хода́тайство иму́щи, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем вся́кия вражды́ и нестрое́ний, ересе́й и раско́лов. Наста́ви на́с на пу́ть, веду́щий в селе́ния пра́ведных, и моли́ о на́с всеси́льнаго Бо́га, да в ве́чней жи́зни сподо́бимся с тобо́ю непреста́нно сла́вити Единосу́щную и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
При подготовке статьи были использованы материалы:
- http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-svyashchennoispovednika-luki-krymskogo.html
- http://www.pravoslavie.ru/54169.html
- https://pravoslavie.guru/ikony/svyatoj-luka-krymskij-molitva-v-chem-pomogaet-chudesa-moshhi.html
Просмотры(68)